Автор: admin | 04.08.2012 | 2:02 | В рубриках:

Вы что-нибудь слышали о правах пациентов? Или беременных? Какие реальные права есть у человека, обращающегося в медицинское учреждение?

Про права потребителей все более или менее наслышаны. Некоторые продвинутые сограждане даже научились за них бороться. Но, попадая на прием к врачу или в больницу, мы чувствуем себя значительно менее уверенно. Перед глазами лишь вывешенная на доску объявлений информация о внутреннем распорядке учреждения (с правилами поведения), строгое требование иметь ложку, кружку и пр. Больных просят не ходить по коридорам и не высовываться из окон. И ни слова об их правах! Вот и получается, что неопытная юная беременная, наслушавшись докторских «страшилок», безропотно готова выполнить все, что ей скажут. И у нее практически нет альтернативы ни в лечении, ни в выборе врача, ни в поиске лечебного учреждения.

Медицина по-американски

Так уж сложилось, что врачи, даже начинающие, всегда ставят личные знания и опыт выше собственной точки зрения пациента на болезнь и лечение. И чем больше открытий в науке и достижений в медицине, тем бесправнее делается пациент. Американцы с этим парадоксом мириться не стали: еще полвека назад они создали комитеты и общества, призванные отстаивать права больных и пациентов. Сегодня тамошние медики в очень большой степени зависят от воли и пожеланий больного. Прежде чем врач посадит пациента в стоматологическое кресло или, тем более, уложит на хирургический стол, тот должен подписать кучу «разрешающих» бумажек. Правда, эти документы не всегда должным образом изучаются, и в случае врачебной оплошности привлечь виновного к ответственности бывает непросто: медицинские учреждения держат в штате грамотных адвокатов. И все равно «потребители» медицинских услуг многого добились. В детских отделениях, например, мамы и папы могут видеть своих детей, когда захотят, а не в определенные дни и часы, зачастую им разрешают даже ночевать в больнице. Многие родильные дома разрешают мужьям присутствовать при родах, фотографировать первые мгновения жизни ребенка, пользоваться видеокамерой. Центры женского здоровья, отстаивающие права беременных, часто высказывают сомнения по поводу применения многих лекарственных препаратов, анестезии и щипцов при родовспоможении – эти методы, небезосновательно считают они, могут нанести матери и ребенку непоправимый вред. Поэтому у американской роженицы сегодня намного больше прав, чем у нашей с вами соотечественницы. Нам даже может показаться, что в своих требованиях граждане Штатов переходят границы здравого смысла. Например, беременные американки отстаивают право на получение врачебной помощи вне зависимости от того, где и как собираются рожать (дома, в воде, в стогу сена). Они просят не «навязывать» им позу, в которой будут проходить роды, не «задавать» темп и отдать ребенка матери сразу же по родоразрешении. Мать новорожденного сама решает, когда и как кормить малыша. Борьба за права, конечно, имеет и обратную сторону. Врачи в Штатах, к примеру, не хотят подолгу держать в родильном доме мам с малышами, а большинство страховых компаний оплачивают лишь двое суток пребывания при нормальных родах и трое-четверо – при кесаревом сечении. В результате медикам не всегда удается выявить многие послеродовые осложнения (ту же неонатальную желтуху). Но права пациентов превыше всего, и сегодня каждый американец может беспрепятственно с ними ознакомиться – документ имеется в любой клинике или больнице.

Американцы имеют право

Какие же реальные права имеют пациенты-американцы (а мы не имеем вообще или имеем лишь на бумаге)? Стоит ли перенимать их опыт? Остановимся на некоторых пунктах «американских прав».

• Пациент имеет право получать от лечащего врача всю информацию о своей болезни и лечении в терминах, понятных ему. Если по каким-то соображениям эту информацию от пациента скрывают, то ее нужно донести до человека, представляющего в данном лечебном учреждении права больного.

• Врач должен не только проинформировать больного о диагнозе, предполагаемом курсе лечения и побочных явлениях такого лечения. Он обязательно должен рассказать об альтернативных методах лечения, если таковые имеются.

• Пациент имеет право не только на строгое соблюдение тайны о своем заболевании и лечении, но и на строгую конфиденциальность процедуры приема. Присутствие посторонних лиц в кабинете (при осмотре или беседе с врачом) возможно только с его согласия.

• Пациент имеет право знать о профессиональных взаимоотношениях лечащих его врачей.

• Пациент имеет право советоваться и консультироваться на стороне, если клиника предлагает сомнительные, на его взгляд, процедуры или эксперименты.

• Пациент должен знать правила и распорядок больницы, в которую его госпитализируют.

Какие права есть у нас, русских?

Согласитесь, нет ничего особенного в правах, принятых Американской больничной ассоциацией. Однако у нас нет и этого. Врачи не любят говорить о правах пациентов. Это очень неудобная для них тема. Хотя права эти, конечно же, прописаны и узаконены de facto. Согласитесь, «людям в белых халатах» гораздо удобнее, когда пациент безропотно глотает назначенные пилюли и не задает лишних вопросов. Им также удобно, что больного малыша отрывают от мамы, госпитализируют и разрешают навещать его только в строго отведенные часы. Объяснения родителей, что ребенок психологически не готов к разлуке, что лечение в таких непривычных для крохи условиях принесет ему больше вреда, чем пользы, их просьбы и даже слезы разбиваются о категорическое: «Посторонним в больнице нельзя находиться. Так положено – таков порядок». Именно поэтому у нас врач может прописать беременной женщине лекарство, давно исключенное из списка разрешенных к применению препаратов. Или посоветовать принимать «безобидный» аспирин, хотя давно доказано, что будущим матерям он крайне вреден, и врачи цивилизованных стран забыли даже его название… Сплошь и рядом при родах в наших клиниках пользуются всевозможными стимулирующими препаратами, не ставя ни роженицу, ни ее родных в известность и, тем более, ничего им не объясняя. И при очевидной врачебной оплошности доктора практически никогда не несут никакой ответственности, хотя бы потому, что пациентам даже в голову не приходит подать на них в суд. Доктор всегда прав – так исстари повелось в безграмотной Руси, и этот стереотип взаимоотношений оказался очень живучим. Хотя в последнее время «лед тронулся»… Есть немало прецедентов, когда пациенты или их родственники подают в суд на врачей и/или лечебные учреждения. К сожалению, подобное обычно происходит в ситуациях с драматическим исходом.

Итак, заглянем в Права пациентов. В документе черным по белому написано, что информация о правах пациентов должна быть вывешена в учреждениях здравоохранения либо находиться в больнице в открытом доступе. Вам этот доступ открыт?

Что делать, если допущена врачебная ошибка и вы или ваши близкие стали ее жертвами? Самое трудное – собрать и правильно оформить все необходимые бумаги. А дальше – по предлагаемой схеме.

1. Подать заявление на имя главного врача медицинского учреждения с кратким и внятным изложением претензий, с требованием компенсации. Заявление пишется в двух экземплярах и обязательно регистрируется. Если регистрировать документ отказываются, отправьте его по почте и получите уведомление о получении. Все документы тяжбы нужно хранить до ее завершения!

2. Можно в заявлении на имя главного врача предложить возместить ущерб или провести дополнительное лечение, ссылаясь на Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан». Отказы нужно получать только в письменном виде.

3. Теперь ваше заявление должна рассмотреть конфликтная комиссия и вынести решение. Чаще всего оно бывает не в пользу пациента. Но это тоже документ, который подшивается к делу и дает право на дальнейшее рассмотрение в суде.

4. Только имея на руках документы о попытках решить проблему «полюбовно», можно идти с исковым заявлением в суд. Необходимо приложить к заявлению выписки из истории болезни, снимки, заключения врачей и пр. Нужно также четко изложить претензии и указать форму взыскания компенсации за нанесенный ущерб – прилагаются не только медицинские заключения врачей, анализы, но и квитанции, чеки, расходные ордера при ведении дела. Независимых экспертов найти нелегко – медикам часто мешает ложное представление о «чести мундира». Отстоять свою правоту в конфликте с частными клиниками рядовому гражданину гораздо труднее, чем тягаясь с муниципальными медицинскими учреждениями (первые имеют в штате опытных адвокатов). Адвокат, услугами которого вы собираетесь воспользоваться, должен иметь опыт ведения подобных дел.

Эта запись была опубликована 04.08.2012в 02:49. В рубриках: . Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0. Вы можете оставить свой комментарий или трекбек со своего сайта.

Оставьте свой комментарий

Примечание: Осуществляется проверка комментариев, и это может задержать их публикацию. Отправлять комментарий повторно нет необходимости.